29

Сентябрь
2016

Обучение врачей-терапевтов: новые технологии

Создание на базе Боткинской больницы Медицинского симуляционного центра позволило вывести процесс повышения практических навыков врачей различных специальностей на качественно новый уровень.

Об опыте реализации этого проекта рассказывают эксперты нашего НИИ – заведующий организационно-методическим отделом по терапии, ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней ФГОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» к.м.н. Денис ДРАГУНОВ и специалист организационно-методического отдела по терапии, ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней ФГОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», врач-терапевт высшей категории к.м.н. Анна СОКОЛОВА.

Задачей Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы (МСЦ) является обучение (усовершенствование знаний и наработка навыков практической работы) врачей различных специальностей с использованием новых инновационных технологий – манекенов, фантомов, имитаторов, программно-аппаратного комплекса Learning Space и пр.

На базе МСЦ главным внештатным специалистом терапевтом Департамента здравоохранения города Москвы профессором Г.П. Арутюновым совместно с организационно-методическим отделом по терапии НИИ ОЗММ ДЗМ и специалистами МСЦ впервые разработана и внедрена образовательная программа для повышения квалификации врачей участковых терапевтов «Стандартизированный пациент в практике терапевта».

При разработке курса перед нами стояла задача усовершенствовать тактику и алгоритм ведения пациентов со стандартизированными, коморбидными и ургентными состояниями по наиболее частым терапевтическим нозологиям (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, хроническая сердечная недостаточность, хронический обструктивный бронхит, бронхиальная астма). Таким образом, задачами курса стали отработка деонтологических принципов взаимодействия «врач-пациент», снижение риска возникновения врачебных ошибок, отработка алгоритмов принятия решений для оптимизации диагностического процесса в целях повышения безопасности пациента.

Курс обучения рассчитан на три дня активной работы врачей совместно с преподавателями. Разработка программы обучения привела к необходимости внедрения индивидуального подхода к обучению, в отличие от стандартного формата в виде лекций и семинаров.

Обучение проводят три преподавателя высшей школы, группа формируется из пяти врачей-слушателей. Каждый из слушателей работает в условиях, максимально приближенных к реальным – кабинет врача, амбулаторная карта и т.п., перед каждым слушателем ставится определенная задача, на выполнение которой отводится 12 минут (время регламентированного приема).

При разработке программы для каждого модуля (аускультативный, стандартизированный и коморбидный пациент, ургентный пациент и итоговая аттестация) были подготовлены кейсы, предназначенные индивидуально для каждого слушателя. Подготовка кейсов включала разработку программ на манекенах. Таким образом, с помощью программного обеспечения MUSE нами было создано 13 уникальных программ, имитирующих тот или иной клинический случай (помимо базовых программ).

При этом ни один из кейсов не повторяется, что дает возможность проработать достаточно большой объем материала. Сложность кейсов нарастает от модуля к модулю, и в результате итоговый модуль является квинтэссенцией всего пройденного материала и включает в том числе неотложные состояния в практике терапевта. На каждом этапе прохождения курса, включая итоговую аттестацию, применяется программно-аппаратный комплекс Learning Space, что позволяет наилучшим образом выявить и разобрать наиболее часто встречающиеся в практике врача-терапевта проблемы ведения стандартизированных пациентов.

Курс «Стандартизированный пациент в практике терапевта» позволяет усовершенствовать следующие навыки:

– аускультацию легких и сердца;

   – интерпретацию аускультативной картины легких и сердца;

– дифференциальную диагностику аускультативной картины легких и сердца;

– сбор и анализ жалоб (выделение ведущей жалобы), анамнеза (выделение ведущего синдрома, правильная постановка диагноза);

   – алгоритм принятия диагностического решения;

   – оказание неотложной помощи пациенту;

   – менеджмент в критической ситуации.

Оценка усвоения материала проводится по балльно-рейтинговой системе. После успешно завершенного курса слушателю выдается удостоверение установленного образца.

Применяемые инновационные технологии

Программно-аппаратный комплекс Learning Space

Все комнаты МСЦ оснащены возможностью аудио- и видеозаписи с возможностью передачи изображения в комнату дебрифинга (программно-аппаратный комплекс Learning Space). Этот комплекс является центральным звеном в обучающем процессе симуляционного центра, объединяющим все элементы обучения в единый блок. Возможность удаленного просмотра позволяет проводить дискуссию по каждому тренингу, где каждый из слушателей высказывает свое мнение, преподаватель освещает проблему с научной точки зрения, опираясь на современные рекомендации. Это, в свою очередь, позволяет слушателям учиться друг у друга и объективно оценивать различные точки зрения. Комплекс Learning Space и интерактивные электронные доски в значительной степени облегчают процесс обучения, сокращают время усвоения материала.

Симулятор К-плюс

Симулятор К-плюс является уникальной учебной системой для отработки навыков аускультации звуков сердца и легких, позволяющей восстановить в памяти слушателей редкие аускультативные феномены, отработать методику их распознания, совместить слуховое восприятие звука со зрительным восприятием с экрана компьютера (ЭКГ, ФКГ и сфигмограмма).

Звуковое сопровождение записано с помощью реальных пациентов и воспроизводится при помощи современной акустической системы. Система имеет библиотеку из 88 клинических случаев тонов сердца: 12 примеров нормальных тонов сердца, 14 случаев заболеваний сердца, 10 случаев аритмии и 52 случая ЭКГ-аритмии, а также 36 звуков легких – у каждого случая 2 варианта, без сердечных тонов и с ними. Немаловажным является возможность использования при работе с манекеном собственного фонендоскопа.

 Симулятор iStan (CAE Healthcare, США)

Симулятор iStan дает возможность оценивать различные клинические симптомы, аускультативные звуки сердечных тонов и звуки легких, проводить пальпацию пульса, экскурсию грудной клетки, открытого состояния дыхательных путей и т.д., которые динамически моделируются с использованием математических моделей человеческой физиологии и фармакологии. Кроме того, возможно моделирование цианоза и наполнения капилляров, тризма, расширения яремной вены, патологической подвижности грудной клетки и программируемой речи. Для повышения правдоподобности доступны разные имитированные звуки. Имитация речи осуществляется с помощью функций звуков голоса и звуков речи, подаваемых в программе или через внешний беспроводной микрофон.

В настоящее время проведен пилотный проект по обучению, по результатам которого получены только положительные отзывы от слушателей. Проведение пилотного курса было неоднократно освещено в СМИ. Слушатели подчеркивают важность и необходимость проведения данного курса для врачей амбулаторного звена. Абсолютно все слушатели отмечают спокойную, доброжелательную атмосферу при работе в МСЦ, что позволяет им раскрыться, восстановить свои знания, получить последнюю информацию о той или иной патологии.

В заключение хотелось бы отметить, что обучение в МСЦ позволяет повысить квалификационный уровень врачей без риска для пациента и без стресса для обучающегося. Объективная оценка выполнения заданий позволяет судить о значимости достигнутых результатов обучения – в частности, о точности и скорости принятия решений в той или иной клинической ситуации, включая ургентное состояние. Таким образом, использование современных инновационных технологий в процессе образования врачей-терапевтов позволяет значительно повысить их профессиональный уровень.

kplus-1
Симулятор К-плюс. Аускультация.

medkatastr
Медицина катастроф. Навыки оказания неотложной медицинской помощи. Ургентные состояния. Менеджмент в критических ситуациях.

algoritm
Симулятор iStan. Алгоритмы ведения пациента.

debrif
Дебрифинг. Использование программно-аппаратного комплекса Learning Space.

 

 

 

 


Здесь сообщение об ошибке!

Показать Здесь сообщение об ошибке!

Забыли пароль?

Close

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

(в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование)

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Создавая аккаунт, я даю согласие на обработку своих персональных данных

Закрыть

Забыли пароль? Пожалуйста, введите адрес своей электронной почты. Вы получите ссылку, чтобы создать новый пароль.

Здесь сообщение об ошибке!

Вернуться к входу

Закрыть

Заголовок


Категория вопроса


ФИО


Организация


Вопрос