18

Август
2016

Адрес врача в истории болезни

Использование электронной почты настолько прочно вошло в нашу повседневную жизнь, что многие пациенты хотели бы использовать ее для  общения со своими лечащими врачами, рассматривая это как способ улучшения доступности медицинской помощи.

Общение по e-mail в системе здравоохранения предполагается в следующих направлениях: внутренняя переписка между сотрудниками; внешняя переписка между пациентами и врачами (обсуждение вопросов лечения и выбора медикаментов); внешняя переписка между врачами в рамках консилиума.

Асинхронность (то есть, в отличие от телефонных разговоров, присутствие двух людей одновременно уже не является обязательным) и скорость передачи данных – самые ценные функции такого вида консультаций. К тому же у участников создается ощущение «доступности врача в режиме 24/7».

По свидетельству британского специализированного интернет-издания Patient, в ряде стран были проведены опросы для того, чтобы узнать, как врачи и пациенты относятся к такому нововведению в сфере здравоохранения. В США большинство респондентов-пациентов готовы платить за такую услугу. Активно этот вопрос обсуждается и в самой Великобритании. В дальнейшем будут проведены исследования, чтобы понять, какая область медицины требует наибольшего интернет-вмешательства.

Сторонники скорейшего внедрения электронной почты в здравоохранение в качестве полноправного канала общения между врачом и пациентом отмечают, что такой способ переписки имеет ряд преимуществ. Письма можно отправлять в любое время суток и из любого места, и, как правило, это не занимает много времени. Теперь вся информация, которую сложно запомнить в вербальной коммуникации (например, адреса, номера телефонов, советы, рекомендации по приему лекарств), зафиксирована в электронном виде, и ее не нужно уточнять. Сообщения могут быть неограниченной длины, и в дополнение к тексту пользователи могут присоединить практически любой вид электронного файла в качестве вложения.

Противники обращают внимание на недостатки. Так, люди, не имеющие доступа к Интернету, будут лишены возможности консультаций по электронной почте. Низкоприоритетные вопросы создают врачу дополнительную работу. К тому же человек, с которым вы общаетесь в данный момент, может быть не тем, за кого себя выдает. Кроме того, возникает соблазн постановки диагноза без обязательного обследования больного. Недопонимание зачастую ведет к врачебным ошибкам, а задержка ответа на сообщение может стоить пациенту жизни.

Прокомментировать этот тренд мы попросили главного специалиста отдела исследований общественного здоровья Вадима Андрусова.

– Обсуждая введение электронной почты в отношения врач-пациент, надо принимать во внимание особенности трудового законодательства Российской Федерации. Трудовым кодексом Российской Федерации для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а некоторым предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск. Поэтому врач или другой медицинский работник, вне зависимости от ожиданий и пожеланий пациента, не может «находиться на связи» в режиме 24 часа 7 дней в неделю 365 (366) дней в году. Полагаю, что задачи сохранения врачебной тайны и личных данных возможно решить с помощью уже существующих средств электронной идентификации личности граждан.

Интернет-общение врача и пациента, а также самих врачей по профессиональным вопросам требует регуляции не только с точки зрения законодателя, поскольку встают вопросы сохранения врачебной тайны и личных данных, но и с точки зрения одобрения этическими комитетами национальных систем здравоохранения. В нашем институте при осуществлении образовательных программ для врачей мы планируем обратить на это внимание. Тем более что интернет-общение врача и пациента имеет и некоторые психологические аспекты, которые не были отмечены сайтом Patient.

Так, насколько мне известно, есть американские данные, что постоянная электронная связь с лечащим врачом благотворно отражается на здоровье пациентов. Но в то же время пациенты критически относятся к врачам, которые пользуются компьютером во время приема. Думаю, все эти аспекты найдут свое место в программе и будут активно обсуждаться врачебным сообществом.

Тем более что для Москвы эта тема уже имеет свою историю.  Ряд коммерческих столичных лабораторий уже давно используют электронную почту для отправки результатов анализов своим заказчикам, что, впрочем, тоже требует дополнительного обсуждения врачами и юристами.


Здесь сообщение об ошибке!

Показать Здесь сообщение об ошибке!

Забыли пароль?

Close

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

(в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование)

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Создавая аккаунт, я даю согласие на обработку своих персональных данных

Закрыть

Забыли пароль? Пожалуйста, введите адрес своей электронной почты. Вы получите ссылку, чтобы создать новый пароль.

Здесь сообщение об ошибке!

Вернуться к входу

Закрыть

Заголовок


Категория вопроса


ФИО


Организация


Вопрос