3

Октябрь
2016

Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи жителям Москвы

На протяжении нескольких последних лет объемы и разнообразие видов высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в Москве постоянно увеличиваются. О перспективах этого направления рассказывает наш эксперт – руководитель организационно-методического отдела по высокотехнологичной медицинской помощи НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Лариса КУДРЯШОВА.

Согласно ежегодно утверждаемой «Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в городе Москве», оказание высокотехнологичной медицинской помощи жителям города Москвы осуществляется в медицинских организациях городской системы здравоохранения и федеральных медицинских учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с Федеральным Законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждение перечня видов медицинской помощи, относящихся к категории высокотехнологичных, является полномочием федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения (Министерства здравоохранения Российской Федерации).

Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденный Министерством здравоохранения РФ является единым на всей территории страны и содержит развернутое описание каждого из видов высокотехнологичной медицинской помощи, включая коды диагнозов по МКБ-10, модель пациента, а также конкретные методы лечения, применяемые в процессе оказания ВМП.

Порядок направления граждан Российской Федерации в медицинские учреждения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2014 года №930н.

Данный приказ устанавливает общие принципы взаимодействия медицинских учреждений и органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации на этапе отбора, подготовки и направления пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также определяет четкие сроки рассмотрения документов на каждом из этапов организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Внедрение в действие единой информационно-аналитической системы мониторинга оказания ВМП позволило существенно оптимизировать механизм направления граждан в медицинские учреждения за счет электронного обмена информацией в режиме он-лайн между всеми участниками процесса, а также наладить единый механизм учета пациентов, направленных в медицинские учреждения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи и получивших ее, а также пациентов, находящихся в листе ожидания.

В настоящее время с использованием указанного программно-аппаратного комплекса оформляются электронные «Талоны на оказание высокотехнологичной медицинской помощи» и отчеты медицинских учреждений по выполнению государственного задания.

Кроме того, функционирует открытый электронный портал Минздравсоцразвития России (http://talon.gasurf.ru), на котором граждане (в первую очередь пациенты из листа ожидания ВМП) могут самостоятельно отслеживать прохождение «Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи» по его индивидуальному номеру.

В рамках данной информационно-аналитической системы реализована возможность полноценного электронного обмена документами между федеральными медицинскими организациями и региональными органами управления здравоохранением, что также существенно упрощает механизм отбора и направления граждан для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в случае самостоятельного обращения пациента в медицинскую организацию, т.к. исключает необходимость самостоятельной поездки в региональный Департамент здравоохранения для передачи документов.

Бесспорным плюсом указанного обмена документами является высокая защищенность передаваемых персональных данных за счет использования закрытого информационного канала (в отличие от обычной электронной почты).

На сегодняшний день большинство крупных многопрофильных и специализированных медицинских организаций здравоохранения города Москвы имеют лицензии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, высокий уровень подготовки медицинских кадров, достаточный уровень материально-технических ресурсов и необходимый арсенал применяемых методик для оказания ВМП.

Количество медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь с 2010 года по настоящее время возросло в 2,9 раза (соответственно с 15 до 43)

Медицинские организаций государственной системы здравоохранения города Москвы оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь за счет софинансирования, с использованием субсидии Министерства здравоохранения Российской Федерации из федерального бюджета и бюджета города Москвы, а также за счет средств обязательного медицинского страхования.

Финансовое обеспечение на софинансирование государственного задания города Москвы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи с 2010 года увеличилось в 13 раз и составило: в 2010 – 393 млн 045,4 тыс. рублей, 2011 – 504 млн 353,3 тыс. рублей; 2012 – 1 млрд 269 млн. 713,8 тыс. рублей; 2013 – 1 млрд 212 млн. 841,9 тыс. рублей; 2014 – 2 млрд 794 млн 898,6 тыс. рублей; 2015 год – 3 млрд 350 млн 297,6 тыс. рублей; 2016 планируется около 5 млрд рублей.

Плановые объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы увеличились 10 раз и составили: в 2010 году – 2310 человек; 2011 году – 3007 человек; 2012 году – 7171 человек; 2013 году – 7041 человек; 2014 году – 13490 человек; 2015 году – 14879 человек; на 2016 год запланировано 25 339 человек.

Ежегодно происходит увеличение расходов средств городского бюджета на централизованную закупку расходных материалов для оказания дорогостоящих видов высокотехнологичной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях (коленные и тазобедренные эндопротезы, стабилизирующие системы, внутрисосудистые коронарные стенты, электрокардиостимуляторы, кардиовертеры-дефибриляторы, проводники, внутрисосудистые баллонные катетеры, сосудистые протезы, шунты, стенты, интродьюсеры, баллонные катетеры, для нейрохирургии – полимерные эндопротезы для восстановительной и реконструктивной хирургии, шовный нейрохирургический материал и прочее.

В медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в настоящее время оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь по всем 20 существующим профилям: «Гематология», «Дерматовенерология», «Комбустиология», «Нейрохирургия», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Ревматология», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Трансплантация», «Урология», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология», «Неонатология» («Детская хирургия в период новорожденности»). Их число возросло с 2010 года в 3,3 раза (соответственно с 6 до 20).

Высокотехнологичная медицинская помощь включает в себя более 1,5 тыс. методов (видов). Более половины из них составляют операции по таким профилям, как сердечно-сосудистая хирургия (29%), травматология и ортопедия (18%) и онкология (15%).

По профилю «Сердечно-сосудистая хирургия» наиболее распространенные вмешательства – операции по восстановлению проходимости сосудов сердца (аорто-коронарное шунтирование (АКШ) и ангиопластика со стентированием), по профилю «Травматология и ортопедия» – эндопротезирование коленного и тазобедренного суставов.

Структура высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы за последние 2 года изменилась: в 2015 году увеличилось количество профилей по высокотехнологичной медицинской помощи по сравнению с 2014 годом. Высокотехнологичную медицинскую помощь стали оказывать по профилям «Педиатрия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Торакальная хирургия», «Детская хирургия в период новорожденности», «Акушерство и гинекология», «Эндокринология», «Офтальмология» (Таблица №1).

Структура высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2014 и 2015 годах.

vmp_tab_1

Кроме того, жители города Москвы ежегодно получают высокотехнологичную медицинскую помощь в условиях федеральных государственных медицинских организациях.

Структура ВМП, не включенную в базовую программу ОМС (за счет бюджета, т.е. на условии софинансирования) для жителей города Москвы на плановый 2016 год и за 2015 год представлена в Таблице №2.

 

таблица_roman_2

В 2013 года Министерство здравоохранения РФ прекратило деление годовых объемов ВМП между отдельными субъектами Российской Федерации. В связи с этим все регионы могут направить на рассмотрение в конкретную федеральную государственную медицинскую организацию документы всех нуждающихся пациентов, оформив электронный «Талон на оказание ВМП» с использованием специализированной информационной системы МЗ РФ.

Решение о госпитализации и активации талона на ВМП принимает сама медицинская организация, оказывающая высокотехнологичную медицинскую помощь. Время ожидания получения ВМП определяется возможностями медицинской организации, в которой предполагается ее оказание, а также от медицинских показаний, вне зависимости от места проживания пациента, но только в рамках установленных объемов высокотехнологичной медицинской помощи, предусмотренных для медицинских организаций на текущий календарный год.

Вызов на лечение осуществляется медицинской организацией по контактному телефону, указанному пациентом в заявлении о Согласии на обработку персональных данных.

Данные по количеству жителей города Москвы, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь с 2010 по 2013 годы представлены в таблице №3.

Структура высокотехнологичной медицинской помощи с 2011 по 2013 годы представлена следующими профилями, на первом месте – «Онкология», на втором – «Сердечно-сосудистая хирургия», на третьем – «Травматология и ортопедия», на четвертом – «Педиатрия», на пятом – «Нейрохирургия».

В медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы с 2010 по 2013 годы удельный вес пролеченных пациентов увеличился в 2, 6 раза с 6,4% до 16,6% от общего объема оказанной высокотехнологичной медицинской помощи; количество пролеченных пациентов возросло в 3,2 раза. Структура высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы отличается от федеральных государственных медицинских организаций, выглядит следующим образом: на первом месте — «Сердечно-сосудистая хирургия», на втором – «Травматология и ортопедия», на третьем – «Нейрохирургия», на четвертом – «Онкология», на месте – «Трансплантация», с 2013 года – «Абдоминальная хирургия».

В федеральных государственных медицинских организаций количество пролеченных пациентов с 2010 по 2013 год увеличилось на 11,5%.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. №2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи», постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2013 г. № 892-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», приказом департамента здравоохранения города Москвы от 14 августа 2014 года №732 в целях организации работы по отбору и направлению пациентов для оказания видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансирование которых в 2014 году стало осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

В настоящее время действующими нормативными документами является Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. № 1382 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год», приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2014 №930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы», Постановление Правительства Москвы от 24 декабря 2015 г. № 949-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2016 год», Постановление Правительства Москвы от 24 декабря 2015 г. № 949-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2016 год».

Структура высокотехнологичной медицинской помощи с 2014 по 2015 годы представлена следующими профилями: на первом месте – «Сердечно-сосудистая хирургия», на втором месте – «Онкология», на третьем месте – «Травматология и ортопедия», на четвертом месте – «Офтальмология», на пятом месте – «Нейрохирургия». Общая тенденция сохраняется с 2010 года, но профиль «Сердечно-сосудистая хирургия» вышел на первое место и увеличилось в 3,9 раза количество пролеченных пациентов по профилю «Офтальмология».

В медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2015 году удельный вес пролеченных пациентов увеличился на 5%, за счет средств бюджета города Москвы на 12,2% по сравнению с 2014 годом, по сравнению с 2010 годом увеличилось в 22,7 раза. С 2015 года высокотехнологичную медицинскую помощь стали оказывать по всем профилям.

Структура высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы отличается от федеральных государственных медицинских организаций, представлена следующими профилями, на первом месте – «Сердечно-сосудистая хирургия», на втором месте – «Травматология и ортопедия», на третьем месте – «Онкология», на четвертом месте – «Офтальмология», на пятом месте – «Нейрохирургия».

В федеральных государственных медицинских организациях структура представлена следующими профилями, на первом месте – «Онкология», на втором месте – «Сердечно-сосудистая хирургия», на третьем месте – «Травматология и ортопедия», на четвертом месте – «Офтальмология», на пятом месте – «Педиатрия». В федеральных государственных медицинских организациях количество пролеченных пациентов в 2015 году увеличилось на 20,8% по сравнению с 2014 годом, по сравнению с 2010 годом увеличилось на 29,4%.

Таким образом, за последние 5 лет отмечается увеличение оказания высокотехнологичной медицинской помощи как в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, так и в федеральных государственных медицинских организациях. Оказание ВМП, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, составляет 45,9%, оказание ВМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств, предоставляемых федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда ОМС в виде иных межбюджетных трансфертов в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 38,6%, на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и средств бюджета города Москвы – 15,5%.

Несмотря на увеличение количества пролеченных пациентов по ВМП, до сих пор не определена потребность в ВМП, не оценена степень её доступности среди населения. Нормативы объемов медицинской помощи, ежегодно утверждаемые Программой государственных гарантий, не отражают реальную потребность в высокотехнологичной медицинской помощи. Для повышения доступности необходимы дополнительные научные данные о возможности моделирования планирования потребности высокотехнологичной медицинской помощи жителям города Москвы.

Количество пролеченных пациентов, жителей города Москвы в федеральных государственных медицинских организациях и в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы с 2010 по 2013 г. представлено в Таблице №3.

vmp_tab_3


Здесь сообщение об ошибке!

Показать Здесь сообщение об ошибке!

Забыли пароль?

Close

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

(в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование)

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Создавая аккаунт, я даю согласие на обработку своих персональных данных

Закрыть

Забыли пароль? Пожалуйста, введите адрес своей электронной почты. Вы получите ссылку, чтобы создать новый пароль.

Здесь сообщение об ошибке!

Вернуться к входу

Закрыть

Заголовок


Категория вопроса


ФИО


Организация


Вопрос