16

Сентябрь
2016

Повторный вызов «Скорой» как повод для улучшения работы

Информация о проведении Департаментом информационных технологий города Москвы открытого конкурса «Выполнение работ по модернизации и развитию комплексной автоматизированной системы управления деятельности Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова в целях создания Единого диспетчерского центра скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы (включая интеграцию с Единой медицинской информационно-аналитической системой города Москвы)» и слова заместителя руководителя Департамента Владимира Макарова были некорректно интерпретированы рядом средств массовой информации.

Об этом нашему сайту сообщила пресс-секретарь Департамента Елена НОВИКОВА:

– Речь не идет о создании каких-либо «черных списков» или выстраивании приоритетов вызовов для 03 в зависимости от «истории» звонящих. В рамках конкурса запланирована интеграция между информационной системой «Скорой помощи» и ЕМИАС, которая внедрена в поликлиническом звене. Бригада скорой помощи, выезжая на вызовы, будет видеть на мониторах своих устройств (планшетах) выписку из электронной медицинской карты пациента (его хронические заболевания, противопоказания, аллергии), а участковый терапевт будет знать, что к пациенту с его участка приезжала скорая. Количество вызовов скорой помощи по каждому участку будет отображаться в ситуационном центре ЕМИАС, который используется руководством Департамента здравоохранения для анализа происходящего в системе и принятия управленческих решений.

Конкретно в техническом задании конкурса работы обозначены так: «Основной целью выполнения работ по модернизации и развитию комплексной автоматизированной системы управления деятельностью Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова (КАСУ СС и НМП) в целях создания Единого диспетчерского центра скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы (включая интеграцию с Единой медицинской информационно-аналитической системой города Москвы)  является повышение эффективности и качества оказания экстренной медицинской помощи населению за счет расширения и оказания дополнительных услуг путем автоматизации информационного взаимодействия с Единой медицинской информационно-аналитической системой города Москвы (ЕМИАС).

Были некорректно прочтены и транслированы в СМИ такие задачи, поставленные в задании к тендеру, как получение выездной бригадой из ЕМИАС сводной информации по пациенту на основе его электронной медицинской карты, получение из ЕМИАС информации об амбулаторно-поликлиническом учреждении, обслуживающем адрес вызова, для назначения актива по динамическому наблюдению за пациентом участковым врачом, передача в ЕМИАС от выездных бригад информации по активам участковым врачам поликлиник для осуществления динамического наблюдения за больным, передача в ЕМИАС информации о результатах обслуживания вызовов к пациентам (включая сведения об их направлении на госпитализацию) и сведений о пациентах, часто обращающихся за медицинской помощью в службу «03» для организации их соответствующего диспансерного наблюдения со стороны амбулаторно-поликлинических учреждений, обеспечение эффективного взаимодействия со Службой технической поддержки ЕМИАС с использованием АСУИСЗ заказчика по вопросам технической поддержки и сопровождения Системы.

Прокомментировать задачи тендера и возможные проблемы в их реализации мы попросили нашего эксперта, научного сотрудника отдела организации здравоохранения Павла СТОЦКО.

– В 2015 году, по данным Бюро медицинской статистики, служба скорой помощи Москвы оказала помощь 3,7 млн человек, что составляет 1/3-1/4 населения города. Т.е., если вместе с человеком в квартире проживает ещё двое или трое людей, то в среднем один из членов семьи из 3-х-4-х человек в течение года был пролечен врачами скорой медицинской помощи того или иного профиля. Однако нужно учитывать, что средние величины не позволяют нам характеризовать людей, которым оказывалась помощь.

Вполне очевидно, что не каждая семья из 4-х человек вызывала «скорую» в течение прошлого года. Также не требует объяснений и то, что не каждый последующий вызов скорой помощи одним человеком говорит о качестве ранее оказанной ему помощи. Поэтому судить о деятельности отдельной поликлиники – и уж тем более о характере и/или психике пациента (что предположили СМИ, доверившись некорректной информации) – по средним величинам недопустимо.

С другой стороны, недопустимо исключать вовсе показатели скорой помощи из системы оценок деятельности поликлиник. Тендер Департамента именно и нацелен на учет этих критериев.

Мне, как врачу, представляется, что оценивать нужно не столько лечебную деятельность, сколько санитарно-просветительскую работу. Пациент должен ясно понимать, в каком случае он должен вызвать врача из поликлинике, а в каком – «скорую». Для такой оценки нужно конкретизировать и выделять случаи так называемых «безрезультатных выездов» скорой медицинской помощи, то есть случаи, когда пациент, в числе прочего, оказался практически здоровым и не нуждался в помощи скорой медицинской бригады. Количество безрезультатных выездов в 2015 году составило 229 тысяч – это сопоставимо с населением, например, Зеленограда. Каждый такой вызов, равно как и вызов «скорой» больным хроническим заболеванием в стадии ремиссии, должен разбираться отдельно специалистами в области организации здравоохранения амбулаторного звена и подстанции скорой помощи, и по результатам проведённой работы должны проводиться просветительные мероприятия среди лиц, совершающих систематически «ложные вызовы». Важно отметить, что административной и уголовной ответственности за такой вызов быть не может, так как пациент и его окружающие, не имея специального образования, не способны оценить расстройство здоровья адекватно ситуации.

Хроническое заболевание может перейти в острую стадию в любой момент, и не всегда участковый специалист поликлиники может оказаться рядом, а болезнь может прогрессировать молниеносно. Поэтому «скорая» должна выезжать на место независимо от статистики вызовов по этому адресу, никаких «алгоритмов, по которым будет формироваться очередь поступивших в неотложку вызовов», о чем необоснованно заявили СМИ, быть не должно. Но о риске такого «побочного эффекта» при внедрении системы в практику стоить подумать уже сегодня. Это может привести к тому, что человек, к которому скорая приезжала несколько раз безрезультатно, погибнет, а скорая к нему приедет слишком поздно, и по иронии судьбы, последний вызов также пополнит статистику «безрезультатных». Правило сказки о мальчике, который кричал: «Волк!», здесь не действует, ведь каждый раз на кону человеческая жизнь…


Здесь сообщение об ошибке!

Показать Здесь сообщение об ошибке!

Забыли пароль?

Close

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

(в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование)

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Создавая аккаунт, я даю согласие на обработку своих персональных данных

Закрыть

Забыли пароль? Пожалуйста, введите адрес своей электронной почты. Вы получите ссылку, чтобы создать новый пароль.

Здесь сообщение об ошибке!

Вернуться к входу

Закрыть

Заголовок


Категория вопроса


ФИО


Организация


Вопрос