Нужно ли считать «чужие» деньги?
21.07.2016

Насколько эффективно оцениваются сегодня перспективы реализации различных инвестиционных проектов в сфере московского здравоохранения? Как определить возможные финансовые и репутационные риски не только для инвестора, но и для города?

На эти и другие вопросы отвечает наш эксперт – руководитель Отдела оценки технологий здравоохранения Андрей ТЕЛЕНКОВ.

Московское здравоохранение – это не только медицинская помощь как таковая, квалифицированный персонал медицинских организаций, современное оборудование и система менеджмента, позволяющая этой сложной структуре работать без серьезных сбоев. Это еще и полноценный городской хозяйственный комплекс – система организаций, объединенных экономическими отношениями, и объекты производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Другими словами, столичное здравоохранение – это деньги, административные возможности и значительный фонд площадей и помещений на территории всех районов города.

Это является своего рода гарантией того, что ежемесячно в Департамент здравоохранения города Москвы (ДЗМ) поступает и будет поступать изрядное количество проектов, бизнес-планов, предложений по улучшению медицинского обслуживания в столице. Цели таких обращений, как правило, носят вполне определенный характер: либо выделение на эти проекты денежных средств из городского бюджета, либо возможность использования административного ресурса для поддержки нового коммерческого начинания и получения в долгосрочную аренду помещений или площадей под них по льготным условиям и в удобных районах.

Московское здравоохранение должно развиваться вместе с городом, поэтому инвестиции в любом виде, безусловно, приветствуются – будь то прямые инвестиции или долевая организация медицинских либо профилактических объектов. В связи с этим Департаментом здравоохранения города Москвы ежемесячно рассматривается значительное количество поступающих предложений. При этом во многих случаях именно специалисты нашего института  производят экспертную оценку тех или иных проектов, и их заключение учитывается при принятии соответствующего решения руководством столичного здравоохранения.

Необходимо сказать, что почти за два года работы мы ни разу не встретили предложения, которое бы сопровождалось убедительным экономическим обоснованием. Возможно, что некоторые из них и были бы успешными в экономическом плане, но отражения этого в описаниях проектов не нашлось.

Должен ли Департамент здравоохранения города Москвы придавать серьезное значение экономическому обоснованию тех замыслов, которые пытаются реализовать на территории столицы многочисленные потенциальные инвесторы?

Каким бы очевидным ни казался ответ на этот вопрос, даже в структуре самого департамента существует мнение, что это не столь важно. На первый взгляд, так и есть: это инвестор рискует своими деньгами, вкладывая их в ремонт помещений, строительство новых, в создание рабочих мест и развитие медицинского обслуживания в городе…

Однако на самом деле ситуация далеко не столь однозначна.

Предлагаю разобрать одно из реальных предложений, поступивших недавно в адрес Департамента здравоохранения города Москвы, поскольку оно имеет большинство типичных признаков проекта, который нельзя поддержать ни при каких обстоятельствах.

Итак, некая компания, имеющая (по информации, предоставленной в проектных документах) пятилетний опыт работы в узкопрофильной медицинской сфере, просит выделить ей для ремонта и последующего открытия многопрофильных медицинских центров несколько зданий в столице. Работать эти будущие центры, как ожидается, будут в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС).

Первое, что обратило на себя внимание в процессе экспертной оценки представленной документации, – это то, что компания не указала, в каких именно районах Москвы она хочет получить помещения. Это значит, что ей все равно. Однако Москве далеко не все равно. Перекос в нагрузке медицинских организаций всегда имеет место, и это одна из проблем, которая требует постоянного внимания и обязательного решения. Усугублять ее нельзя ни в коем случае. Компания должна была провести оценку спроса на медицинские услуги и представить информацию о необходимости организации медицинских центров с определенным местоположением.

Кроме того, компания собирается работать только по тарифам ОМС. На что она рассчитывает? Что за те же деньги, которые получают государственные медицинские организации, она будет работать лучше? Допустим, хотя это невероятно. Но что тогда делать с освободившимися мощностями действующих медицинских центров?

Во-вторых, возникает вопрос: почему узкоспециализированная компания собирается освоить широкий профиль предоставления медицинских услуг населению? Это будет ее первый опыт, и не факт, что удачный, а подопытными станут москвичи. Причем прошлая успешная практика компании подтверждена только наличием неплохих фотографий, а вот финансовые документы говорят о другом. Оказывается, что компания работает на рынке не пять заявленных ею лет, а, как следует из учредительных документов, только три года. При этом она имеет многомилионный невыплаченный кредит и почти такие же убытки по балансу. Нужен ли московскому здравоохранению партнер и «инвестор», который обанкротится через полгода? Вопрос риторический.

И, наконец, третье по порядку, но, возможно, первое по значению – подготовка экономического обоснования проекта.

К сожалению, даже компании с прекрасной репутацией часто не могут подготовить этот документ грамотно и убедительно. В «правильное» обоснование должны входить не только расчеты денежных потоков, генерируемых проектом, но и причины возникновения проекта, источник средств для инвестиций, SWOT-анализ и компенсация возможных рисков, а также финансовая модель проекта. И это только обязательные и продиктованные логикой пункты, которых в действительно продуманном экономическом обосновании может быть гораздо больше.

 

Теперь поясним, зачем вся эта информация необходима городу, если, на первый взгляд, прямых денежных затрат городской бюджет не несет, а все финансовые риски падают на инвестора.

Проект должен гармонично вписаться в систему здравоохранения и решать проблемы, а не создавать их. Проект должен приносить прибыль. В этом заинтересован и инвестор как основной бенефициар, и столица как получатель доходов в виде налогов. Прибыль – признак того, что инвестор не уйдет из проекта, так и не начав эксплуатировать отремонтированные под его цели здания. Последующая реконструкция этих помещений, перепрофилирование, упущенная выгода от их использования – это все прямые убытки города.

Избежать же их можно и нужно, организовав, к примеру, обязательную экспертизу поступающих в Департамент здравоохранения города Москвы инвестиционных проектов. В этом деле у специалистов нашего института  есть огромный положительный опыт, и мы готовы использовать его не только в рамках партнерства с ДЗМ, но и в порядке договорных отношений с заинтересованными коммерческими компаниями и организациями, работающими в сфере здравоохранения.

 

Здесь сообщение об ошибке!

Показать Здесь сообщение об ошибке!

Забыли пароль?

Close

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

(в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование)

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Создавая аккаунт, я даю согласие на обработку своих персональных данных

Закрыть

Забыли пароль? Пожалуйста, введите адрес своей электронной почты. Вы получите ссылку, чтобы создать новый пароль.

Здесь сообщение об ошибке!

Вернуться к входу

Закрыть

Заголовок


Категория вопроса


ФИО


Организация


Вопрос