Непрерывное медицинское образование: современный подход
09.04.2016

В Москве ведущим научно-исследовательским учреждением, располагающим не только всеми необходимыми информационными ресурсами, но и официальным статусом для работы в данном направлении, обладает НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы.

Подробнее об этом и других направлениях деятельности Института рассказывает заместитель директора «НИИОЗММ ДЗМ» по науке Наталья Николаевна Камынина:

Российский опыт

Современный подход к образованию основан на том, что для представителей целого ряда профессий процесс дополнительного обучения и повышения квалификации должен происходить не от случая к случаю, а постоянно и непрерывно. К числу таких профессий относится и медицина. В большинстве стран уже давно действует именно такая модель оценки профессиональной компетенции медицинских работников, согласно которой успешно продолжать свою деятельность они могут лишь в случае регулярного участия в научных конференциях, симпозиумах, посещения профильных семинаров и других подобных мероприятий.

В России обсуждение возможности внедрить данную модель ведутся на протяжении последних 10 лет. Так, в 2010 году общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России», обобщив свой опыт в области повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, внесла предложение о реализации пилотного проекта по внедрению накопительной системы повышения квалификации в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В ответ была получена рекомендация осуществлять внедрение элементов накопительной системы повышения квалификации на уровне регионов. На сегодняшний день ряд региональных ассоциаций медицинских сестер в сотрудничестве с образовательными организациями с успехом внедрили и используют накопительную систему повышения квалификации.

В ноябре 2013 года приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 837 (с изменениями от 09.06.2015) в рамках развития системы непрерывного медицинского образования утверждено Положение о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций. Это Положение легло в основу стартовавшего по инициативе Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты и профессиональных медицинских организаций с 1 декабря 2013 года федерального пилотного проекта по непрерывному медицинскому образованию (НМО) для врачей первичного звена.

О дополнительном профессиональном образовании

Традиционно сложившаяся и официально закрепленная в нормативно-правовых документах система повышения квалификации, несомненно, обладает рядом достоинств, среди которых можно выделить: государственный, плановый характер повышения квалификации; обязательность повышения квалификации на протяжении всей профессиональной деятельности; этапность и разнообразие форм и методов повышения квалификации; единство науки и практики.

Вместе с тем реалии настоящего времени выявили ряд недостатков сложившейся системы повышения квалификации. В первую очередь к ним относятся:
— отсутствие истинной непрерывности профессионального развития, т.е. необходимость прохождения повышения квалификации один раз в пять лет, что при современных темпах развития медицинских знаний и технологий является чрезмерно длительным сроком;
— необходимость длительного отрыва специалиста от рабочего места;
— отстраненность от процесса непрерывного профессионально развития специалистов здравоохранения общественных профессиональных организаций.

Более современный подход, принятый в десятках стран мира, предполагает непрерывное развитие специалиста на протяжении всей его профессиональной деятельности. Возможности его реализации в отечественной системе медицинского и фармацевтического образования уже нашли свое отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 76, 82).

Неоценимую помощь могут оказать (и уже оказывают) главные внештатные специалисты Департамента здравоохранения города Москвы. Так, в тесном сотрудничестве с главным внештатным специалистом по акушерству и гинекологии, доктором медицинских наук А.Г. Коноплянниковым в октябре 2015 года был запущен образовательный проект Департамента здравоохранения города Москвы «Московская школа акушера-гинеколога».

Таким образом, возможности Института по разработке комплексной модели непрерывного профессионального образования для специалистов с высшим и средним медицинским образованием с учетом специфики их деятельности позволяют полностью закрыть этот вопрос как с научно-методической, так и с организационной точки зрения.

Об оценках

Система непрерывного профессионального образования предусматривает не только наличие соответствующей образовательной инфраструктуры (то есть мест и ресурсов, где специалист фактически может проходить обучение, получать информацию, совершенствовать свои профессиональные компетенции), но и критериев оценки качества получаемого им образования. Поскольку в рассматриваемой системе используются различные форматы образовательных мероприятий, зачастую не подразумевающие сдачу экзаменов или зачетов, логичным является подход, при котором каждая образовательная активность специалиста (в плане развития его профессиональных компетенций) оценивается соответствующим количеством баллов.

Иными словами, для успешного подтверждения факта непрерывного образования, специалист должен на протяжении года принять участие в нескольких конференциях или других образовательных мероприятиях. Статус каждого из таких мероприятий (то есть количество начисляемых за участие в нем баллов), равно как и перечень самих мероприятий, определяется решением экспертной комиссии из числа главных внештатных специалистов Департамента здравоохранения города Москвы на основании уже разработанной нами методики. Причем последняя составлена таким образом, что полностью исключает фактор необъективности при оценке того или иного мероприятия. Учитывается все: и уровень проведения конкретного мероприятия (международный, федеральный, региональный, вплоть до врачебной конференции на базе медицинской организации), и форма участия – посещение, выступление с докладом, участие в работе секции, и т.п.В настоящее время силами сотрудников Института уже проведена определенная работа по практической реализации модели непрерывного профессионального образования. Это работа упомянутой выше научно-практической школы «Московская школа акушера-гинеколога», в обозримой перспективе будут запушены аналогичные проекты для других специальностей.

Определенная сложность заключается в том, что решение о порядке официального определения классификации различных научных и научно-практических мероприятий до сих пор не принято. Сделано это может быть либо на федеральном, либо на региональном (то есть московском) уровне.

Мы к реализации подобного проекта полностью готовы. В частности, Институт может предложить систему оценки ценности научно-практических мероприятий, которая в рамках конкретной специальности будет приобретать свои особенности. Также нами могут быть представлены проекты документов, которые легли бы в основу зачета таких мероприятий, алгоритм регистрации и прохождения обучения специалистами, контроль за этим процессом и так далее.

Институт располагает всеми возможностями по обобщению отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, а также по выработке рекомендаций, соответствующих специфике системы здравоохранения города Москвы. В частности, учет хода непрерывного профессионального образования — это может происходить либо на уровне главных внештатных специалистов Департамента здравоохранения города Москвы, обладающих необходимой информацией и квалификацией, либо через организационно-методические кабинеты, вошедшие в структуру НИИОЗММ.

Об аккредитации

Одним из важнейших направлений работы Института является организация научно-методической поддержки как руководителям медицинских организаций, так и отдельным специалистам в вопросах подготовки к прохождению процедуры аккредитации, которая вводится взамен процедуры сертификации специалиста с января 2016 года.

Оставим за рамками обсуждения организационную составляющую этого процесса и остановимся на том, что по сути своей аккредитация– это проверка компетенций. А формирование компетенций происходит, прежде всего, через практическую деятельность и через образование. С этой точки зрения возможности Института позволяют в полной мере реализовать любые проекты и программы, связанные с теми или иными особенностями профессионального обучения специалистов – как в теоретическом, так и практическом плане. Это полностью соответствует и алгоритму прохождения аккредитации, который, как предполагается, будет включать тестирование, оценку портфолио (документального подтверждения личных профессиональных достижений) и демонстрацию навыков в соответствующих «симуляционных» центрах.

О планах

Поскольку система непрерывного медицинского образования на федеральном уровне в настоящие момент только отрабатывается, ее внедрение в Москве может быть осуществлено решением органов исполнительной власти столицы. Учитывая высокую степень методической проработки данного вопроса, Институт готов предоставить соответствующие предложения в Департамент здравоохранения города Москвы.

В частности, в рамках разработки системы НМО специалистами Института могут быть подготовлены: пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих систему непрерывного профессионального развития медицинского персонала в городе Москве; «Портфолио (Паспорт) профессионального развития медицинского работника города Москвы» с целью учета и демонстрации профессиональных достижений, предложения по системе мотивации для врачей, решивших на добровольной основе повышать свой профессиональный уровень именно таким образом.

Здесь сообщение об ошибке!

Показать Здесь сообщение об ошибке!

Забыли пароль?

Close

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

(в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование)

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Создавая аккаунт, я даю согласие на обработку своих персональных данных

Закрыть

Забыли пароль? Пожалуйста, введите адрес своей электронной почты. Вы получите ссылку, чтобы создать новый пароль.

Здесь сообщение об ошибке!

Вернуться к входу

Закрыть

Заголовок


Категория вопроса


ФИО


Организация


Вопрос