«Качеством можно и нужно управлять»
11.04.2016

Не секрет, что для создания эффективно работающей модели здравоохранения важны не только достаточное финансирование и наличие профессиональных кадров, но и грамотное управление имеющимися ресурсами, отлаженная система контроля за их использованием.

Причем система контроля должна быть комплексной и охватывать все аспекты деятельности медицинской организации, способствовать своевременному принятию управленческих решений. Очевидно, что разработать подобную модель самостоятельно на уровне отдельно взятой больницы или поликлиники практически невозможно. Многие показатели деятельности требуют обобщения, а их стандартизация позволяет осуществлять сравнение результатов деятельности различных медицинских организаций.

О современных научных подходах к созданию стандартов качества управления ресурсами в здравоохранении рассказывает руководитель Отдела методологии проведения аудита эффективности деятельности медицинских организаций «НИИОЗММ ДЗМ» Сергей Сергеевич БУДАРИН.

Стандартный подход к нестандартным задачам

С 2014 года в Москве осуществляется проект по внедрению Стандарта качества управления ресурсами. Он заключается в оценке эффективности деятельности учреждений, входящих в социальный блок (культура, образование, социальное обеспечение и здравоохранение). Оценивается эффективность управления финансовыми, кадровыми, имущественными и другими ресурсами, изучается качество управления деятельностью учреждений в каждой из указанных сфер, причем для универсальности проекта выбраны критерии оценки работы организаций, которые не должны учитывать специфику сферы деятельности отдельно взятого учреждения.

Специалисты нашего института совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы принимают в этой работе активное участие. В ходе исследования выяснилось, что для учреждений здравоохранения все-таки необходимо вносить определенные корректировки в методику Стандарта качества управления ресурсами, поскольку для оценки результатов работы медицинских организаций типовой подход оказывается недостаточно объективным.

Корректировки касаются формул расчета значений некоторых показателей, источников данных, используемых для расчета параметров, критериев оценки отдельных показателей и прочее.

Результат работы в 2014-2015 гг. полностью согласовывается с выводами относительно принципов управления ресурсами в системе здравоохранения, которые были сделаны институтом в ходе работ по данному направлениювне рамок описываемого проекта.

Аудит как инструмент самоконтроля

Мы исходим из того, что человек, проживающий в Москве (как и каждый гражданин нашей страны), должен иметь своевременный доступ к качественной и современной медицинской помощи. Что для этого нужно? Безусловно, кадровые, финансовые, технические и административные ресурсы учреждений здравоохранения в достаточном объеме. Причем их использование должно сопровождаться профессиональным и качественным управлением процессами лечения и организации медицинской помощи в целом. Контроль этих процессов может осуществляться с помощью инструментов, применяемых при проведении аудитов эффективности деятельности медицинских организаций, принципы и методики проведения которых мы и разрабатываем.

Разработками научных и методических основ для осуществления такого рода аудитов и занимаются специалисты нашего института. Департамент здравоохранения города Москвы с помощью наших методик сможет более корректно оценивать ситуацию с управлением ресурсами в каждой медицинской организации, независимо от того, идет ли речь о больнице или поликлинике того или иного профиля.

Оценка эффективности и реализации Государственной программы города Москвы на 2012 – 2020 годы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» измеряется 15 стратегическими конечными показателями Программы, 152 конечными показателями подпрограмм и 88 непосредственными показателями мероприятий подпрограмм.

Достижение каждого из показателей оценивается на основе критериев оценки, которые разрабатываются на федеральном и региональном уровне.

Показатели оценивают эффективность деятельности мероприятий, в которых участвуют учреждения здравоохранения г. Москвы. Таким образом, уровень доступности и качества медицинской помощи, эффективное использование ресурсов зависит от того, насколько медицинские организации способны достичь утвержденных показателей.

Важным практическим результатом применения наших методик на уровне отдельно взятых медицинских учреждений является возможность организации внутренней системы управления ресурсами и качеством на всех уровнях, включая работу различных подразделений. Речь идет о своего рода внутреннем аудите, который способен не просто сигнализировать о недостатках на том или ином участке, но и помогать выявлять его причины.

В конечном итоге использование методик способствует выполнению задач, предусмотренных Программой. А значит – повышению доступности и качества оказания медицинской помощи для москвичей.

При этом методика не является догмой: она дает общие механизмы контроля за эффективностью управления ресурсами и может быть адаптирована к специфике деятельности любого медицинского учреждения.

В приоритете – мнение москвичей

Определенная проблема заключается в том, что разработать методики – только половина дела. Для получения запланированного результата следует обеспечивать постоянный мониторинг данных, которые используются для расчета показателей, применяемых в методиках, что повышает практическую значимость последних. Необходимо таким образом наладить сбор информации, чтобы она отражала объективную картину и могла быть подтверждена данными из других источников, не была бы плодом административного рвения исполнителей либо следствием банальной ошибки при сборе и обработке данных. С этой точки зрения мы большие надежды возлагаем на технологические решения, внедряемые сегодня Департаментом здравоохранения совместно с Департаментом информационных технологий – в частности, систему ЕМИАС.

Если мы говорим о том, что необходимо использовать корректные показатели оценки деятельности учреждений здравоохранения, то надо понимать, какие параметры оценки мы берем за основу и каким образом будет обеспечена их независимая оценка. Одним из способов такой оценки, закрепленным в целом ряде нормативных документов, является процесс учета мнений непосредственно тех, для кого и работает система оказания медицинской помощи – то есть пациентов. Мы исходим из того, что выводы и оценки, полученные в результате применения методик, обязательно будут сопоставляться с мнением москвичей. И если будут выявляться расхождения, то необходимо будет знать, на каком этапе работы системы была допущена ошибка.

О перспективах

Запуск пилотного проекта по использованию методик управления ресурсами в отдельных медицинских учреждениях Москвы планируется летом 2016 года. В случае успеха этого проекта он после соответствующих доработок будет рекомендован к внедрению во всех городских больницах и поликлиниках.

Своим практическим и научным опытом в данной сфере специалисты института готовы делиться с коллегами в регионах. Мы убеждены, что подобные разработки, учитывающие специфику именно учреждений здравоохранения и, одновременно, основанные на неких универсальных принципах, окажутся весьма востребованными и при составлении объективных рейтингов медицинских учреждений не только на уровне субъектов РФ, но и на федеральном уровне.

Здесь сообщение об ошибке!

Показать Здесь сообщение об ошибке!

Забыли пароль?

Close

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

(в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование)

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Создавая аккаунт, я даю согласие на обработку своих персональных данных

Закрыть

Забыли пароль? Пожалуйста, введите адрес своей электронной почты. Вы получите ссылку, чтобы создать новый пароль.

Здесь сообщение об ошибке!

Вернуться к входу

Закрыть

Заголовок


Категория вопроса


ФИО


Организация


Вопрос