Бюро медицинской статистики: опыт работы в новых условиях
10.02.2017

Бюро медицинской статистики, недавно вошедшее в состав НИИОЗММ ДЗМ, успешно пережило очередной «плановый аврал». Завершен сезон сдачи годовых статистических отчетов медицинскими организациями города Москвы. Но мы успели поинтересоваться мнением о работе Бюро у сотрудников медицинских организаций, сдававших отчеты.

Отзывы были самые положительные и даже порой комплиментарные.

О том, как удалось организовать работу столь эффективным образом, мы беседуем с заместителем директора по медицинской части Еленой Михайловной Тюриной.

– Елена Михайловна, Бюро медицинской статистики – это «склад информации» или нечто большее?

– Наше Бюро медицинской статистики, ставшее подразделением НИИОЗММ, уполномочено Департаментом здравоохранения города Москвы на выполнение функций по сбору, обработке, обобщению информации и ее представлению в вышестоящие организации. Формы статистической отчетности утверждены соответствующими законодательными и нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения. Это значит, что деятельность всех медицинских организаций (а точнее ­– ее итоги) должна быть в конце года оформлена в виде соответствующих отчетов по утвержденным формам федерального и отраслевого статистического наблюдения и представлены в БМС, где они проходят несколько этапов контроля. После чего в сводном виде поступают в ДЗМ. Оттуда – в Минздрав и в Правительство, чтобы послужить базой для принятия управленческих решений.

– Какой объем данных должна предоставлять каждая медицинская организация?

– Зависит от медицинской организации, поскольку все организации разные. Их, естественно, можно сгруппировать по определенным типам и видам деятельности, но, тем не менее, набор отчетов у всех организаций отличается друг от друга. Если мы возьмем для сравнения стоматологическую поликлинику и крупную многопрофильную больницу, то разница будет очень большой. Например, Городская клиническая больница им. С. П. Боткина – это целый город, с родильным домом и специализированной офтальмологической клиникой. Естественно, объем ее отчетности сопоставим с отчетом иного района.

Кроме того, у научно-практических медицинских центров есть свои специфические отчетные формы.

В штате каждой подотчетной нам организации должен быть если не отдел медицинской статистики, то, как минимум, специалист, отвечающий за это направление работы. Это может быть врач с высшим медицинским образованием (врач-статистик) или сотрудник со средним медицинским образованием (медицинский статистик). Но в последнее время число служб медицинской статистики значительно сократилось в связи с проходящей реорганизацией системы здравоохранения. Многие поликлиники, ранее представлявшие отдельные юридические лица, объединились и объединились соответствующие службы.

– Как часто ответственный за статистику должен приезжать в Бюро?

– В идеале достаточно одного раза – при сдаче годового отчета. Во избежание больших очередей у нас есть расписание для каждой медицинской организации, где указывается день и час приема. Кроме того, внедрена система электронной очереди – очень удобная опция, позволяющая всем участникам рабочего процесса избежать неоправданных временных потерь. Разумеется, не всегда удается сдать отчет с первого раза, иногда приходится приезжать второй раз, но это случается все реже и реже. Система работает достаточно слаженно и предусматривает, что любой статистик может приехать в течение года за консультацией по любому вопросу, чтобы в январе-феврале, когда сдается отчет, все прошло максимально спокойно.

Кроме того, мы регулярно встречаемся с коллегами на совещаниях, проводимых Департаментом и Минздравом, где обсуждаем все новшества, вводимые в отчеты.

– То, что Бюро вошло в состав НИИ в период сдачи отчетов – не стало проблемой для ваших сотрудников и медицинских статистиков в медицинских организациях?

– Решение об этом было принято еще летом, тогда же начался процесс переподчинения. Так что все прошло спокойно, без авралов. Отчасти, даже стало легче. Дело в том, что при объединении у нас сократился административный персонал, освободились дефицитные площади, где теперь можно принимать отчеты.

– Какие проблемы традиционно стоят перед сдающим отчет?

– Сначала отчет посылается к нам в электронном виде, заполненный в соответствии с требованиями нашей программы. Все основные формы отчетности можно найти на нашем сайте. Но поскольку закон требует, чтобы отчет был физически подписан руководителем организации и был заверен печатью, то он привозится к нам и в бумажном виде. Так что приемка у нас осуществляется в несколько этапов. Сначала отчет проверяется в программе, потом сверяется с бумажным носителем. Если ошибок и расхождений нет, то отчет принимается.

Если ошибок мало и они могут быть исправлены на месте – вносим правки, как говорится, без излишнего крючкотворства. Повторно приезжать приходится только в том случае, если ошибок очень много и без повторного заверения отчета подписью и печатью руководителя не обойтись.

– Что служит наиболее частой причиной таких ошибок?

– Дело в низком уровне подготовки специалистов и в том, что в медицинских учреждениях число специалистов-статистиков неуклонно сокращается. Небольшие медицинские организации, те же стоматологические поликлиники, уже не держат у себя в штате врача-статистика. Один человек может вести работу в нескольких поликлиниках. Но и это не самое главное.

До сих пор не налажена четкая система повышения квалификации этих специалистов. Врач-статистик – это, как правило, бывший клиницист. Потому что статистиков готовят в рамках программы последипломного обучения на факультете общественного здоровья и организации здравоохранения. И в рамках даже этого курса статистика остается одним из многих, очень скромным по объему, разделом. Поэтому, можно сказать, что это специальность, которая приобретается больше путем погружения непосредственно в работу. Причем, приходят в профессию люди, зачастую, отдавшие немало лет совсем другим отраслям здравоохранения. Кто-то не может работать хирургом в силу возраста, кто-то выгорел эмоционально в патанатомии… С одной стороны, это оправдано и имеет свои положительные стороны: люди знают практическое здравоохранение, они знают свою организацию и остаются членами привычного коллектива и обладают аналитическим складом ума. Но проблему изначальной профессиональной подготовки это не отменяет. Мало кто хочет заниматься статистикой сразу после медицинского института.

Были раньше и в БМС свои специфические проблемы, например, связанные с переходом на компьютерные технологии, но сейчас они уже решены.

– Можно сказать, что в Бюро медицинской статистики знают все обо всем в московском здравоохранении?

– Это было бы красивым, но сильным преувеличением. Потому что мы владеем информацией исключительно в рамках утвержденных форм. Масса полезной и нужной информации собирается системой ЕМИАС и службами главных специалистов ДЗМ, в первую очередь организационно-методическими отделами. Причем, они гораздо менее нас связаны формальными требованиями и формами. Мы владеем информацией, так сказать, в глобальном масштабе.

– Эти три направления по сбору информации и дальше будут развиваться параллельно или Вы предполагаете совместную работу?

– Эта работа уже ведется, особенно по части анализа статистических данных. При этом нет никакой нужды в каком-то административном слиянии. Проблемы я вижу по большей части для специалистов медицинских организаций, которые, случается, дублируют друг друга, предоставляя нам похожую информацию. Например, кадровики и экономисты могут проделывать однотипную работу, предоставляя информацию в разные источники. Потом в этой информации, сведенной вместе управленцами, обнаруживается разница из-за отличий в технологии сбора и возникают вопросы к статистике в целом. Тут есть вопросы, которые нам предстоит решить в области координации нашей деятельности, но не более того.

 – Тема удобства и комфортности при сдаче годовой отчетности для сотрудников медицинских организаций – непременная часть любого доклада о работе любого бюро медицинской статистики. А насколько она актуальна и серьезна? Или это дань этикету?

– Она архисерьезна. Особенно для нас. Потому что в этом здании, где мы с вами разговариваем, статистическую отчетность принимают уже 43 (!) года. За это время и число медицинских организаций Москвы увеличилось в десятки раз, как и объем информации, который через нас проходит. Но у нас до сих пор нет полноценной зоны ожидания. Под нее приспособлена терраса. Нет для статистиков комфортных условий взаимодействия со специалистом бюро. Раньше не было даже гардероба и посетители приезжали парами: один шел сдавать отчетность, а другой – караулил верхнюю ожежду. Это не смешно, потому что были неоднократные случаи краж. Сейчас эта проблема решена. Посетители могут выпить чай или кофе. А совсем недавно, пока мы не стали бюджетной организацией, даже установка кулера с водой была большой проблемой. Теперь, после объединения с НИИОЗММ, это все в прошлом и такие бытовые вопросы решаются оперативно.

– Скажите, а когда последний раз медицинский журналист профессионального медицинского издания (которых немало в Москве), перешагивал порог этого здания?

– Боюсь, что даже наши старожилы и ветераны этого не смогут вспомнить. До сих пор Бюро медицинской статистики города Москвы было обойдено их вниманием. Но мы всегда открыты для общения с ними.

– Спасибо. Надо будет это донести до коллег.

Здесь сообщение об ошибке!

Показать Здесь сообщение об ошибке!

Забыли пароль?

Close

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

(в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование)

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Здесь сообщение об ошибке!

Создавая аккаунт, я даю согласие на обработку своих персональных данных

Закрыть

Забыли пароль? Пожалуйста, введите адрес своей электронной почты. Вы получите ссылку, чтобы создать новый пароль.

Здесь сообщение об ошибке!

Вернуться к входу

Закрыть

Заголовок


Категория вопроса


ФИО


Организация


Вопрос